Казахстан: МКЮ призывает незамедлительно прекратить уголовное преследование в отношении адвоката Бауыржана Азанова

Jul 31, 2018 | Новости, Статьи

МКЮ призывает власти Казахстана снять все обвинения о «распространении заведомо ложной информации», выдвинутые против адвоката Бауыржана Азанова.

Обвинения связаны с защитой адвоката интересов ребенка, который предположительно является жертвой сексуального насилия со стороны подростков.

«Уголовное преследование Бауыржана Азанова на основании его заявлений в связи с защитой интересов ребенка нарушает свободу выражения мнения адвоката и препятствует эффективной защите прав клиента», – отметил Тимур Шакиров, Старший правовой советник Европейской программы МКЮ.

«Ресурсы следственных органов следует направлять не на преследование адвоката, а на расследование подозрений в нарушении прав человека по этому делу и обеспечение защиты прав ребенка в соответствии с международно-правовыми обязательствами Казахстана», – добавил он.

Бауыржан Азанов, известный казахстанский адвокат, вступил в громкое дело о систематическом сексуальном насилии и избиениях в отношении ребенка в качестве представителя потерпевшего. В марте 2018 года дело получило огласку в средствах массовой информации.

После того, как дело стало освещаться в СМИ, были уволены несколько сотрудников полиции, а два школьных директора и несколько должностных лиц были временно отстранены от должности, предположительно в связи с тем, что не сообщили о преступлении и не провели расследования по делу.

В сотсетях Азанов сделал ряд заявлений о том, что надлежащее расследование не проводится в связи с коррумпированностью должностных лиц.

В ответ на данные заявления 21 мая 2018 года мать ребенка обратилась с жалобой на Азанова, в которой обращает внимание на «социальную напряженность» и «формирование негативного образа органа следствия» и себя «как матери».

24 июля Генеральная прокуратура возбудила уголовное расследование в отношении адвоката по обвинению в распространении заведомо ложной информации. По мнению прокуратуры,

«информация, распространенные адвокатом Азановым, являлась преднамеренно искаженной и не соответствующей действительности, что создало у общественности ложное представление о якобы коррумпированности правосудия, органа, ведущего уголовный процесс, матери потерпевшего ребенка и других лиц, вызвала среди общественности психоэмоциональную и социальную напряженность и угрозу дестабилизации внутриполитической ситуации, тем самым создала угрозу нарушения общественного порядка».

В ответ адвокат выступил в СМИ с опровержением предъявленного обвинения. Азанов отметил, что действовал в интересах клиента и добивался привлечения виновных к уголовной ответственности.

1 июня 2018 года Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан, прокомментировал данное дело. Он заявил, что затягивание расследования связано с тем, что сотрудники полиции и руководящих органов следствия оказывали покровительство своим родственникам в числе подозреваемых.

Уполномоченный по правам человека, представители Республиканской коллегии адвокатов и ряд правозащитников выступили с публичными заявлениями в поддержку Бауыржана Азанова.

Принимая во внимание обстоятельства данного дела, МКЮ выражает обеспокоенность в связи с тем, что уголовное преследование адвоката Азанова на основании публичных заявлений, сделанных с целью привлечь внимание к возможным нарушениям прав человека в отношении несовершеннолетнего клиента, может составлять нарушение права адвоката на свободу выражения мнения.

Право на свободу выражения мнения гарантируется международными договорами, участником которых является Казахстан, в том числе статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП). Как указал Комитет по правам человека ООН в Замечании общего порядка 34 «Свобода мнений и их выражения»,

«Когда государство-участник ссылается на законные основания при установлении ограничения на свободу выражения мнений, оно должно четко и подробно продемонстрировать конкретный характер угрозы, а также то, что принятие конкретных мер отвечает критериям необходимости и соразмерности, в частности, путем установления прямой и непосредственной связи между формой выражения и угрозой».

В соответствии с Основными принципами ООН, касающимися роли юристов, юристы имеют право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам, касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека, не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности вследствие своих законных действий или членства в законной организации (принцип 23).

Особую обеспокоенность вызывают расплывчатые формулировки, которые используются в постановлении Генеральной прокуратуры, что может квалифицироваться как произвольное использование оснований для ограничения свободы выражения мнения адвоката.

В частности, неясно, каким образом органы прокуратуры измеряют степень «психоэмоциональной и социальной напряженности среди общественности», или же на каком основании они пришли к выводу о том, что высказывания адвоката «вызвали угрозу дестабилизации внутриполитической ситуации», что создает угрозу нарушения общественного порядка.

Данные расширительные основания для уголовного преследования, сформулированные весьма нестандартным образом, могут привести к произвольному вмешательству в свободу выражения мнения адвоката.

Уголовное преследование адвоката за попытки привлечь внимание общественности к проблеме нарушения прав человека в отношении несовершеннолетнего клиента, в отсутствие каких-либо доказательств или разъяснений, о каких именно действиях говорится в постановлении прокуратуры, также могут оказать запугивающее воздействие на тех, кто защищает права человека в отношении жертв насилия.

МКЮ напоминает, что, в соответствии с Основными принципами ООН, касающимися роли юристов, государства должны обеспечить, чтобы юристы могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства (принцип 16).

Kazakhstan-Lawyer-Azanov-News-Web-story-2018-RUS (полная история на русском, в формате PDF)

Translate »